worowski (worowski) wrote,
worowski
worowski

Categories:

Гиждеу. Народное образование в ПНР. 1952. Часть 2.

Окончание. Честь первую см. здесь.

     Высшее образование. Высшая школа народной Польши отличается от высшей школы старой буржуазной Польши по тем целям, которые она ставит себе, по содержанию обучения и по социальному составу учащихся. Значительно возросло число высших учебных заведений. В то время как в буржуазной Польше существовало 32 высших учебных заведения, в 1949/50 уч. г. их было 76. Перед войной в лучшие периоды бывало 48 000 студентов, в 1949/50 г. в вузах училось 116 000, т. е в 2½ раза больше («Polska i swiat wspólczesny», № 5, 1950, str. 53).Одновременно с ростом высшей школы происходил процесс ее демократизации — прежде она была доступна только привилегированным слоям населения, теперь она широко раскрыла двери для трудящихся. В 1950/51 уч. г. рабочая молодежь на первых курсах вузов составляла 39%, крестьянская — 25%.
     

Народное государство окружило учащуюся молодежь заботой — в 1949/50 уч. г. из 116 000 студентов 32 000 получили стипендию, а в 1937/38 уч. г. из 48 000 студентов стипендию получали только 4 669. Ассигнования государства на стипендии в 17 раз больше, чем до войны.Народное государство окружило учащуюся молодежь заботой — в 1949/50 уч. г. из 116 000 студентов 32 000 получили стипендию, а в 1937/38 уч. г. из 48 000 студентов стипендию получали только 4 669. Ассигнования государства на стипендии в 17 раз больше, чем до войны.Народное государство окружило учащуюся молодежь заботой — в 1949/50 уч. г. из 116 000 студентов 32 000 получили стипендию, а в 1937/38 уч. г. из 48 000 студентов стипендию получали только 4 669. Ассигнования государства на стипендии в 17 раз больше, чем до войны.Народное государство окружило учащуюся молодежь заботой — в 1949/50 уч. г. из 116 000 студентов 32 000 получили стипендию, а в 1937/38 уч. г. из 48 000 студентов стипендию получали только 4 669. Ассигнования государства на стипендии в 17 раз больше, чем до войны.
     Открыто большое количество общежитий.
     В настоящее время курс обучения в высшей школе распадается на 2 ступени:
     I ступень — 3 года профессиональной подготовки — инженеров, экономистов, учителей и т. д.
     II ступень — 2 года научно-теоретической подготовки, дающей возможность получить низшую ученую степень — степень магистра.
     Программы по всем предметам, преподаваемым в вузах, перестроены в соответствии с достижениями передовой современной мысли; введено преподавание диалектического и исторического материализма, политической экономии и науки о Польше и современном мире.
     Бюджет. Непрерывно растут расходы на народное просвещение.
     По сравнению с 1949 г. расходы на просвещение в 1950 г. увеличены почти на 24 миллиарда злотых («Культура и искусство в Польше», Информационный бюллетень, 1950, № 1, стр. 5—6).
     Расходы на просвещение в 1951 г. увеличены по сравнению с 1950 г. на 5,7% («Учительская газета» от 28 марта 1951 г., стр. 1).
     Учебные планы и программы 11-летней общеобразовательной школы.
     Новые задачи, стоящие перед общеобразовательной школой народной Польши, обусловили необходимость коренного изменения всего содержания работы школ — прежде всего, учебных планов и программ.
     В 1950/51 уч. г. утвержден следующий учебный план (см. стр. 631) («Dziennik urzadowy», № 6, 1950, приложение № 5, str. 3).
     Несколько позднее в этот учебный план были внесены следующие изменения: 1) в VIII классе вместо 5 час. польского языка — 6 час; 2) в XI классе вводится химия — 2 часа в неделю («Dziennik urzadowy», № 19, 1950, str.73).
     Этот учебный план свидетельствует о том, что достаточное место уделяется изучению родного языка, общественным наукам. В то же время значительно увеличено количество часов, отводимых точным наукам (по сравнению с тем местом, которое отводилось изучению этих наук в старой Польше).
     Обязательным иностранным языком для всех учащихся является русский. В качестве второго иностранного языка с VIII класса изучается один из следующих языков: французский, английский или латынь.
[630]

Предметы

Классы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Польский язык
 

11

10

10/8

8

7

6

6

5

5

5

5

Иностранный язык
 

3

3

3

3

3

3

3

Латынь
 

3

3

3

3

История
 

6/2

4

3

3

2

3

3

3

3

Наука о Польше и современном мире
 

2

2

Обществоведение
 

2

Биология
 

2

2

3

2

3

3

2

География
 

2

2

2

 

3

 

2

3

2

 

Геология
 

2

Астрономия
 

1

Математика
 

6

6

5

6

6

6

5

5

4

4

4

Логика
 

Физика
 

3

3

4

3

3

3

Химия
 

2

2

2

2

2

Рисование
 

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

Ручной труд
 

1

1

1

1

1

1

1

Пение
 

1

1

1

1

1

1

1

Физическое воспитание
 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Спортивная подготовка
 

2

2

2

2

2

2

2

Военная подготовка
 

2

2

2

Религия
 

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

Итого
 

23

23

26

29

35

35

37

35

38

38

36

     Проект программ польской общеобразовательной школы представляет собой значительный шаг вперед в деле перестройки польской школы.
     В объяснительной записке к программам говорится, что они имеют целью:
     «а) выработку научного мировоззрения, опирающегося на современные достижения диалектического и исторического материализма;
     б) воспитание социалистической морали, воспитание в духе подлинного социалистического отношения к общественной собственности, к труду и творческой научной мысли как к орудию прогресса, в духе социалистического гуманизма и умения жить в коллективе, в духе сознательной дисциплины».
     Таковы задачи программ каждого предмета. Таким образом, составители их ставили перед собой задачу установить органическую связь между обучением, с одной стороны, и воспитанием качеств, нужных будущим гражданам социалистической Польши, с другой. Именно поэтому в программах отведено надлежащее место всему тому, что способствует воспитанию чувства солидарности с лагерем прогресса и социализма, борющимся под руководством СССР за мир и свободу, против империализма, сеющего угнетение, нужду и войны; всему тому, что воспитывает любовь к СССР — лучшему другу новой Польши, стране победившего социализма, служащей образцом для всех стран и народов.
     Программы ставят себе целью выработать убеждение в превосходстве экономики стран социализма перед капиталистической экономикой, основанной на эксплуатации.
     В целях воспитания нового человека программы ориентируют учителя на воспитание мужества, творческой инициативы, трудолюбия и выдержки; чувства ответственности, бескорыстия и готовности идти на жертвы
[631]
в интересах коллектива; правдивости, гражданского мужества и товарищества; эстетического чувства; соблюдения гигиенических требований.
     В своей воспитательной работе в процессе обучения передовые польские учителя исходят из тех задач, которые стоят сейчас перед всем польским народом — «Борьба за мир и выполнение 6-летнего плана — это сегодня главные, важнейшие вопросы, имеющие решающее значение для упрочения и обеспечения независимости нашего народа, его сил и богатства, определяющие историческое значение, роль и будущее нашей страны», — говорил Б. Берут на VI пленуме ЦК ПОРП. («За прочный мир, за народную демократию» от 2 марта 1951 г.).
     Большую роль в деле организации воспитательной работы на уроке и вне урока сыграли «Правила поведения ученика», опубликованные в августе — перед началом 1950/51 уч. г.
     Детские и юношеские организации. В деле воспитания граждан — строителей социалистической Польши важнейшую роль призванье сыграть харцерская (пионерская) организация и Союз польской молодежи.
     В школе существуют добровольные харцерские дружины, в которые входят учащиеся от II до VII класса.
     Члены харцерской организации призваны служить примером для всех учащихся в учении и поведении в школе и вне школы. Харцеры помогают учителям, организуя дежурства на переменах, устраивают вечера занимательной науки. Кроме того, они ведут общественную работу среди населения, например, собирают одежду для корейских детей — жертв американской агрессии.
     Аналогичную работу в лицеях проводит Союз польской молодежи. Под идейным руководством Союза польской молодежи происходит воспитание молодежи в рядах «Службы Польше» — государственной организации, охватывающей учащихся с IX до XI класса. Директор школы является руководителем школьного отряда «Службы Польше» и несет ответственность за организацию и работу отряда в целом.
     «Служба Польше» создана на основании указа, принятого Сеймом 25 февраля 1948 г., о всеобщей обязательной профессиональной и военной подготовке и физическом воспитании молодежи. Задачей ее является организация участия молодежи в восстановлении и строительстве Польши, забота о физическом воспитании молодежи, обеспечении высокого уровня общественно-политических и профессиональных знаний, подготовке молодежи к защите целостности и независимости Польши.
     Центральный Комитет Польской объединенной рабочей партии придает большое значение работе партийных организаций в школе.
     В июне 1950 г. ЦК ПОРП разработал инструкцию о работе партийных организаций в школах. ЦК ПОРП поставил задачу — организовать первичные партийные организации при всех школах и культурно-просветительных учреждениях, где работает не менее трех членов партии. Задачей этих партийных организаций является забота о том, чтобы преподавание велось в духе марксизма-ленинизма, о повышении успеваемости, об усвоении учителями социалистической педагогики. Особое внимание парторганизации должны уделять родительским комитетам при школах и предприятиям-шефам.
     Родительские и попечительские комитеты. В борьбе за социалистическую школу велика и почетна роль родительских и попечительских комитетов. В 1950 г. в родительских комитетах, которые существовали при 28 000 школах и детских учреждениях, работало 250 000 родителей («Glos nauczycielski», 5 ноября 1950 г.).
[632]
     Родительские комитеты оказывают деятельную помощь при проведении ремонта школ, в организации школьных мастерских, снабжении библиотек, организации дополнительного питания летних лагерей и т. д. Многие комитеты добились успешных результатов в борьбе совместно с учителями за осуществление всеобщего обучения, за хорошую посещаемость и за успеваемость.      С этой целью члены родительских комитетов оказывали помощь в учете детей, подлежащих обучению, обследовали условия домашней работы учащихся, организовывали светлицы, где под руководством родителей дети занимались и разумно проводили часы досуга.
     Для актива родителей в ряде школ устраиваются регулярно собрания, на которых опытные педагоги рассказывают о новых методах воспитания, об идейно-теоретических основах учебных планов и программ, о том, как направлять домашнее чтение учащихся и как организовать проведение их досуга.
     Попечительские комитеты создаются по инициативе партийных, профсоюзных и общественных организаций при заводах и фабриках, при государственных сельских хозяйствах и производственных товариществах. Каждый из таких комитетов берет шефство над одной или несколькими школами, детскими домами.
     Они стремятся установить тесную связь между школой и трудящимися, организуя встречи учащихся с передовиками производства, экскурсии на производства, премируют лучших учащихся и учителей, участвуют через своего представителя на собраниях родительских комитетов, принимают участие в выпускных экзаменах, в проведении различных празднеств и т. д.
     Кроме того, они помогают школе в проведении ремонта, организации дополнительного питания, летнего отдыха учащихся и т. д.
Особенно важное значение имеет шефство городских попечительских комитетов над сельскими школами.
Строя социализм, польские трудящиеся опираются на богатейший опыт Советского Союза во всех областях строительства и в том числе в области просвещения.
     Говоря о задачах польского учительства (на III съезде профсоюза польских учителей), президент Б. Берут указал: «Особенно близки и дороги нам достижения в области воспитания народов Советского Союза, которые прокладывают всему миру путь в благородном и творческой деле — воспитания социалистического человека, формирования социалистической морали» («Glos nauczycielski», 25 марта 1951 г.).
     В педагогических учебных заведениях Польши почетное место отводится изучению теории и практики советской школы. Широкой известностью пользуются педагогические идеи Н. К. Крупской, М. И. Калинина и А. С. Макаренко и работы выдающихся советских педагогов, переведенные на польский язык.
     газете «Glos nauczycielski», а также в педагогических и методических журналах помещаются в большом количестве статьи советских педагогов-теоретиков, освещается опыт передовых советских учителей, помещаются также статьи польских педагогов, побывавших в СССР и имевших возможность лично ознакомиться с успехами и достижениями советской школы.
[633]
Гиждеу С.П. Народное образование в Польской Народной Республике // Очерки по истории педагогики: Сборник статей / Ред. проф. Н.А. Константинов. — М.: Издательство Академии педагогических наук, 1952. – С. 625—633.Гиждеу С.П. Народное образование в Польской Народной Республике // Очерки по истории педагогики: Сборник статей / Ред. проф. Н.А. Константинов. — М.: Издательство Академии педагогических наук, 1952. – С. 625—633.

 

Tags: Польша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments